ВОЗМОЖНОСТЬ УСТУПКИ ПРАВА ДЕНЕЖНОГО ТРЕБОВАНИЯ (ЦЕССИЯ) ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ (МУНИЦИПАЛЬНОМУ) КОНТРАКТУ

17 июня 2019

Исполнение государственных и муниципальных контрактов часто сопровождается недопониманием сторонами его положений, условий, процедур и т.д.. Одним из таких вопросов является различное видение возможности уступки права денежного требования (цессия) исполнителем контракта.

Верховный суд РФ в очередной раз высказал свою позицию, которая должна исключить в будущем возникновение споров.

Свою позицию ВС РФ выразил в Решении ВС РФ от 23.04.2019 N АКПИ19-112, которым признано недействующим со дня издания Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 09-04-04/46799.

Так, согласно Письму МинФина любая переуступка права требования по государственным контрактам, включая возмещение судебных расходов, противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и создает определенные риски для бюджетной системы. Вывод был основан на положениях ст.24 и ст.103 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, ст.38, п.3 ст.219 Бюджетного кодекса РФ.

Отменяя Письмо МинФина, ВС РФ сделал следующие ключевые выводы и отметил следующие существенные обстоятельства:

  1. Поскольку в силу ч.1 ст.2 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами указанного закона, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ.
  2. Запрет, предусмотренный п.2 ст.388 ГК РФ, с учетом положений ч.5 ст.95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, направлен на обеспечение надлежащего исполнения подрядчиком основного обязательства, являющегося предметом контракта (договора), для защиты интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по заключенному контракту в части исполнения обязательств по поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг.
  3. Согласно п.17 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) уступка поставщиком (подрядчиком, исполнителем) третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства не противоречит законодательству РФ.
  4. С 1 июня 2018 г. вступила в силу новая редакция п.7 ст.448 ГК РФ, в соответствии с которой победитель торгов вправе уступать требования по денежному обязательству (Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ).
  5. Пунктом 9 Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. N 54 “О некоторых вопросах применения положений главы 24 ГК РФ о перемене лиц в обязательстве на основании сделки”, дается разъяснение, что ст.383 ГК РФ устанавливает запрет на уступку другому лицу прав (требований), если их исполнение предназначено лично для кредитора-гражданина либо иным образом неразрывно связано с его личностью. При этом следует принимать во внимание существо уступаемого права и цель ограничения перемены лиц в обязательстве. Например, исходя из положений пункта 7 статьи 448 ГК РФ запрет уступки прав по договорам, заключение которых возможно только путем проведения торгов, не затрагивает требований по денежным обязательствам.

Следует обратить внимание, что еще до внесения изменений в п.7 ст.448 ГК РФ (ФЗ от 26.07.2017 г. N 212-ФЗ), до подготовки Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, Верховный Суд РФ вынес Определение ВС РФ от 20 апреля 2017 года по Делу №А26-10174/2015 (Дело № 307-ЭС16-19959), которым признал договор цессии соответствующим требованиям законодательства и сформулировал два основных критерия:

Своими решениями ВС РФ последовательно выразил, занятую им позицию о правомерности цессии по денежному обязательству в отношении государственного (муниципального) контракта, что дает дополнительные возможности в деятельности исполнителей (поставщиков, подрядчиков).